Фольга горячего тиснения (ФГТ) достаточно давно и широко применяется в полиграфии для отделочных процессов, в первую очередь для тиснения золотом переплетов дорогих книг. Процесс этот производится на специальных прессах, которые получили название «позолотных». При тиснении лаковый металлизированный слой переходит с основы фольги на бумагу. Фольга имеет сложную структуру из нескольких слоев, нанесенных на тонкую (12-23 мкм) основу полиэстера. В принципе, структура фольги аналогична структуре материала для разрушаемых голограмм, но вместо невысыхающего липкого слоя наносится специальный клей, который высушивается и перестает быть липким при комнатной температуре. При тиснении он размягчается и горячим металлическим штампом вдавливается в бумагу. Когда штамп отходит от бумаги, клей остывает и затвердевает, поэтому когда основа отрывается от бумаги, лаковый слой остается на ней. Если штамп делается фигурным, то на бумаге остается «позолоченное» изображение этого штампа.
Отличие голографической фольги от обычной металлизированной состоит в наличии микрорельефа на металлизированном слое. Для того чтобы создать этот микрорельеф производится тиснение (эмбоссирование) фольги при высоком давлении горячей никелевой матрицей. В этом процессе лаковый слой должен остаться на основе. Таким образом, в одном процессе - эмбоссировании - разделительный слой должен удерживать лаковый слой, а в другом - тиснении - освобождать его. Чтобы удовлетворить эти противоречивые требования необходимо очень тщательно разрабатывать и подбирать разделительные слои, что делает голографическую фольгу существенно более дорогим продуктом, чем обычная ФГТ.
Более сложным для голографической ФГТ является и процесс тиснения. Так существенным параметром является качество бумаги, на которую припрессовывается фольга. Если бумага имеет гладкий глянцевый слой (мелованная бумага), то проблем, как правило, не возникает. Однако если бумага имеет шероховатую или волокнистую структуру (например, хлопковая бумага или бумага с водяными знаками), то эта структура частично проявляется в виде микронеровностей на отражающем слое, что приводит к рассеянию света и ухудшению голографического изображения.
Если это явление сильно сказывается на качестве изображения, приходится прибегать к дополнительным средствам по подготовке поверхности бумаги или подбирать специально клеевые составы
Еще одной проблемой является так называемая «приводка» голографического изображения. Дело том, что голографическое изображение на фольге может быть изготовлено либо в виде непрерывного рисунка (так называемая фольга «wallpaper» – обои, когда не важно на какое место фольги попадает штамп, либо в виде специфического изображения (например, логотипа), и в этом случае штамп должен попасть точно на голографическое изображение. Для такого точного попадания рядом с голограммой делается метка приводки, которая считывается специальными датчиками. Для припрессовки обычной фольги приводка не требуется, поэтому обычные позолотные прессы не обрудованы такими датчиками. Из-за сложности процесса стоимость припрессовки голограмм с приводкой может оказаться выше стоимости самой голограммы. Поэтому с приводкой припрессовываются либо на важные документы, где необходимо наличие специфического рисунка, либо на упаковку изделий, цена которых существенно выше стоимости самой упаковки.
И, пожалуй, основным отличием припрессованной голограммы от наклейки, является то, что ее практически невозможно без разрушения отделить от бумажного носителя и перенести на другой документ. Поэтому такие голограммы часто используются для надежной защиты от подделки бумажных документов.
|